Малогабаритная радиостанция
- Подробности
- Категория: Радиосвязь
Особенностью данной радиостанции является исполнение приемника и передатчика. Они представляют собой функционально законченные узлы. Это дает возможность совершенствовать радиостанцию путем их замены. Принципиальная электрическая схема
радиостанции показана на рис. 1.
Технические характеристики:
• напряжение питания 7,2 В;
• выходная мощность до 0,25 Вт;
• промежуточная частота , 465 кГц;
• ток потребления до 100 мА;
• чувствительность 12 мкВ;
• тип модуляции AM;
• диапазон частот 27 МГц.
Приемник выполнен по супергетеродинной схеме с промежуточной частотой 465 кГц. Сигнал с антенны WA1 поступает на входной контур C1L1 и через катушку связи L2 — на смеситель (узел А1, транзистор VT1). Кварцевый гетеродин; построен на транзисторе VT2 (узел А1). Сигнал промежуточной частоты 465 кГц выделяется в контуре C6L5 и далее через катушку связи L6 и пьезофильтр Z1 поступает на вход микросхемы DA1 (узел А2). С выхода микросхемы DA1 низкочастотный звуковой сигнал подается на Динамическую головку ВА1.
Передатчик двухкаскадный. Он состоит из задающего кварцевого генератора, выполненного на транзисторе VT1 (узел А4), и оконечного усилителя мощности на транзисторах VT1, VT2 (узел А5). Связь между каскадами индуктивная. Нагрузкой усилителя мощности является двойной П-образный фильтр, предназначенный для обеспечения оптимальной связи усилителя мощности с антенной, а также фильтрации гармоник несущей частоты. Амплитудная модуляция осуществляется подачей постоянного напряжения и сигнала звуковой частоты на коллекторы выходных транзисторов.
Усилитель звуковой частоты выполнен на транзисторах VT1—VT3 (узел АЗ). В нагрузке оконечного транзистора установлен трансформатор Т1. Питание радиостанции осуществляется от 6 аккумуляторов, помещенных в стандартную кассету.
Для изготовления радиостанции применяют в основном готовые радиодетали. Самостоятельно изготовляют печатные платы (из
Рис. 1. Принципиальная схема малогабаритной радиостанции
фольгированного стеклотекстолита), шасси (из стали), катушки индуктивности и корпус (из пластмассы). Эскиз шасси радиостанции показан на рис. 2.
Рис.2. Шасси малогабаритной радиостанции
Конденсаторы следует применять керамические типа КМ-5, КМ-6. Электролитические конденсаторы лучше приобрести импортные или отечественные типа К50-16. Постоянные резисторы — типа МЛТ-0,125, переменные — типа СПЗ-4гМ с выключателем. Трансформатор Т1 — стандартный ТОТЗ или ТОТ5. Антенный разъем — СР50-74Ф. Моточные данные катушек радиостанции приведены в табл. 18.
Намоточные данные катушек
Узел Катушка Обмотка
А1 L1, L3 16 витков ПЭЛШО диаметром 0,33 мм
L2, L4 3 витка ПЭЛШО диаметром 0,33 мм
L5, L6 Катушка ПЧ от приемника «Орбита»
А2 L1 130 витков ПЭВ-2 диаметром 0,07 мм с отводом от середины
АЗ Т1 I обмотка 700 витков ПЭВ-2 диаметром 0,07 мм
II обмотка 120 витков ПЭВ-2 диаметром 0,15 мм, пермаллой ШЗхД
А4 L1 12 витков ПЭЗ-2 диаметром 0,33 мм
L2 4 + 4 витка ПЭВ-2 диаметром 0,4 мм поверх L1
А5 L1 4 + 4 витка ПЭВ-2 диаметром 0,4 мм
L2 2 витка ПЭВ-2 диаметром 0,4 мм поверх L1
L3 8 витков ПЭВ-2 диаметром 0,4 мм
L4 20 витков ПЭВ-2 диаметром 0,61 мм, бескаркасная в 2 ряда, диаметр оправки 5 мм
Узел АЗ при исправных радиоэлементах работает сразу при подключении напряжения. Для повышения выходной мощности УЗЧ в качестве транзистора VT3 можно использовать КТ815Б, При этом трансформатор ТОТЗ желательно заменить более мощным.
В узле А2 возможно использование как отечественной, так и импортной микросхемы. Катушку L1 наматывают на секционном каркасе без экрана от радиоприемников «Меридиан» последних моделей.
Антенну изготавливают из куска кабеля РК75 диаметром 10 мм и длиной 250 мм. С кабеля снимают верхнюю изоляцию и экран. В оставшемся диэлектрике вынимают центральный провод. На диэлектрик наматывают провод ПЭВ-2 диаметром 0,51 мм виток к витку на длину 160 мм и закрепляют с обоих концов. С одного конца припаивают ответную часть разъема СР50. Остатки диэлектрика обрезают.
Максимальную мощность в антенне получают путем регулировки элементов узла А5; резистором R1, сердечниками катушек индуктивности LI, L3. Необходимо следить за тем, чтобы был хороший контакт узла А5 в месте крепления его на шасси.