Russian Arabic English French German Hungarian Japanese Romanian Turkish Ukrainian

Способ и устройство для управления машинным механизмом.

 ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ

НИКОЛА ТЕСЛА, ПРОЖИВАЮЩИЙ В НЬЮ-ЙОРКЕ, ШТАТ НЬЮ-ЙОРК

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИННЫМ МЕХАНИЗМОМ ДВИЖУЩИХСЯ СУДОВ ИЛИ СУХОПУТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

ОПИСАНИЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ЧАСТЬЮ ПАТЕНТА № 613809 ОТ 8 НОЯБРЯ 1898 Г. ЗАЯВКА ОТ 1 ИЮЛЯ 1898 Г., НОМЕР 684934 (МОДЕЛЬ НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)

Всем заинтересованным лицам:

Я, Никола Тесла, гражданин Соединённых Штатов, проживающий в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, изобрел некоторые новые и полезные усовершенствования в способах и устройствах для дистанционного управления работой движущих, рулевых и прочих механизмов в средствах передвижения или плывущих судах, описание которых, со ссылками на прилагающиеся чертежи, приводится ниже.

Проблема, полное практическое решение которой обеспечивает изобретение, являющееся предметом данной заявки, заключается в управлении из заданной точки работой движущих, рулевых и прочих механизмов, находящихся в средствах передвижения или судах. Движение и курс такого судна можно задавать с некоторого расстояния и в любой момент приводить в действие любое устройство на нем. Насколько мне известно, попытки решения этой проблемы, предпринятые до настоящего времени и сколько-нибудь успешные, связаны с определенным классом судов, двигатель которых управляется электротоком, передаваемым к аппарату управления через гибкий проводник. Однако эта система подвержена очевидным ограничениям, налагаемым длиной, весом и прочностью проводника, а также сложностью надежного поддержания высокой скорости судна или изменения направления его движения с требуемой быстротой, необходимостью осуществлять управление из установленной точки и многими другими препятствиями, неотделимыми от подобных систем. Мой усовершенствованный проект не подвержен ни одному из этих ограничений, поскольку данное изобретение позволяет мне использовать для поступательного движения любой механизм, сообщать движущемуся телу или судну максимальную скорость, управлять работой его двигателя и его движением либо из фиксированной точки, либо из движущегося тела, сколь угодно быстро меняющего свое направление, сохранять это управление на больших расстояниях без механического соединения судна и управляющего аппарата и без ограничений, неизбежно налагаемых таким соединением.

В широком смысле мое изобретение отличается от всех систем, обеспечивающих управление расположенными на движущихся объектах механизмами и направление движения этих объектов, тем, что не нуждается в проводах, кабелях или других формах электрической или механической связи, за исключением естественной среды в пространстве. Тем не менее я достигаю подобных результатов более простым способом

- с помощью выработки волн, импульсов или излучения, которые принимаются через землю, воду или атмосферу посредством подходящего аппарата на движущемся теле и обеспечивают желаемый эффект до тех пор, пока данное тело остается в зоне действия или диапазона активности таких токов, волн, импульсов или излучения.

Рассмотренные здесь многочисленные требования к объекту, включающие конкретные средства для передачи на значительное расстояние воздействия, способные вызвать требуемую реакцию, привели к необходимости разработки устройств и аппарата нового типа для эффективного применения различных фактов и результатов, которые благодаря моим исследованиям и изысканиям других ученых стали практически достижимыми.

Что касается той части моего изобретения, которая включает генерирование подходящих волн или колебаний и их передачу к удаленному приемнику, управляемому ими, то ее можно реализовать различными путями, более или менее понятными в настоящее время. К примеру, через проводящий участок, предпочтительно занимающий обширное пространство, я могу пропускать быстропеременный ток и посредством электромагнитной индукции влиять на контур, расположенный на движущемся теле. В этом случае воздействие на заданном расстоянии будет тем сильнее, чем больше охватываемая проводником площадь и чем выше скорость колебания тока. Если его генерировать обычным путем, то скорость колебания, а, следовательно, и расстояние, в пределах которого его воздействие будет достаточным для требуемой цели, окажется весьма малым. Однако за счет разработанных мною средств, то есть пропускания через проводящий участок токов либо от специального высокочастотного генератора, либо, еще лучше, от сильно заряженного конденсатора, можно получить весьма высокую частоту колебаний, тем самым существенно расширив область влияния, а путем тщательной настройки контура на движущемся теле для достижения полного электромагнитного синхронизма с первичными возмущениями это воздействие можно передавать на большие расстояния.

Другой способ реализации моего изобретения - направить токи или разряды высокочастотного генератора или конденсатора по цепи, один вывод которой заземлен непосредственно или индуктивно, а другой соединен с телом, желательно большой поверхности и расположенным на возвышении. Если цепь на движущемся теле сформировать аналогичным образом, то на ее выводах за счет проводимости или электростатической индукции образуется разность потенциалов, и результат будет тем же. Для оптимального воздействия приемная цепь должна быть настроена так, чтобы находиться в электромагнитном синхронизме с первичным источником, и становится абсолютно понятно, что если число колебаний за единицу времени будет одинаковым, то длина проводника цепи в этом случае будет составлять только половину длины в предшествующем примере.

Другой путь - просто пропускать токи через землю, заземлив оба вывода источника в удаленных точках, и использовать распространяющиеся по земле токи для воздействия на приемную цепь, размещенную и настроенную надлежащим образом. И в этом случае один вывод приемной цепи должен быть заземлен, а другой - изолирован, для достижения же синхронизма с источником необходимо, чтобы при прочих равных условиях длина проводника составляла половину длины, которая требовалась бы при соединении обоих выводов, или цепь имела бы форму замкнутой петли или витка. Очевидно также, что в последнем случае важно относительное расположение приемной и передающей цепей, а когда цепь относится к первому типу, то есть незамкнута, взаиморасположение цепей, как правило, не имеет значения.

Наконец, при реализации изобретения я могу использовать электрические колебания, которые распространяются не по проводящему участку, а по прямой линии через пространство: лучи, волны, импульсы или возмущения любого типа, способные по желанию оператора привести в действие механизм движущегося в некотором удалении тела за счет их влияния на соответствующее устройство управления.

В дальнейшем я ограничусь описанием метода и аппарата, которые считаю особо эффективными; оговорюсь, что мое изобретение не ограничено конкретным методом или устройствами, разработанными мной и описываемыми далее.

Какой бы из этих схем я ни последовал — особенно тогда, когда оказываемое с некоторого расстояния воздействие слишком слабо, чтобы эффективно влиять на управляющий аппарат, использую дополнительные чувствительные реле или устройства, способные реагировать на малейшее воздействие, благодаря чему управление движением удаленного тела происходит с минимальным расходом энергии и с максимального расстояния, что расширяет область применения и пользу от моего изобретения.

Ученым и специалистам известно ныне великое множество электрических и иных устройств, пригодных для обнаружения и использования слабых воздействий, и перечислять их здесь нет смысла. Если ограничиваться только электрическими приспособлениями как наиболее пригодными и говорить только о тех, которые, хотя и не самые чувствительные, но сравнительно легко управляемы благодаря общим знаниям о них, скажу, что целесообразно использовать известное приспособление, а именно грозоотметчик в сочетании с телефонным коммутатором для управления сигнализатором и подобными устройствами. Такое приспособление включает батарею, полюса которой подключены к двум проводящим контактам, разделенным тонким слоем диэлектрика. Эдс батареи должна создавать напряженность тонкого слоя диэлектрика, близкую к точке пробоя с целью увеличения чувствительности. Когда электрическое возмущение достигнет такой цепи, напряжение на изолирующей пленке возрастет, она пробивается и пропускает ток, который может быть использован для управления любым типом контролирующего устройства.

Другое устройство, пригодное для обнаружения слабых электрических эффектов, состоит из двух проводящих пластин или контактов, к которым прикреплены провода некоторой длины, и эти пластины замыкаются массой мелких гранул из металла или другого проводящего материала. Обычно эти гранулы располагаются свободно и не соединяют металлические пластины, но под воздействием электрического возмущения, идущего с некоторого расстояния, очевидно, вследствие электростатического притяжения, они прижимаются друг к другу, тем самым устанавливая надежный электрический контакт между двумя выводами. Такое изменение состояния можно использовать для изложенной цели несколькими способами.

Еще одно модифицированное устройство, объединяющее черты обоих вышеописанных, получается за счет постоянного соединения двух проводящих пластин или контактов с полюсами батареи, обеспечивающей постоянную эдс. В этом случае удаленное электрическое возмущение вызывает двойственный эффект на проводящие гранулы и изолирующие слои пленки между ними. Частицы сближаются вследствие резкого повышения электростатического притяжения, а пленки вследствие этого, а также из-за уменьшения их толщины или количества, подвергаются гораздо большему напряжению, выдержать которое они не способны.

Из сказанного явствует, что использование любого из этих или подобных устройств обеспечит весьма существенное повышение чувствительности и, что еще более важно, надежности за счет тщательной регулировки периодов колебаний передающей и приемной цепей. Хотя такая регулировка во многих случаях не обязательна для успешной реализации моего изобретения, я уделяю ей максимальное внимание, и не только из-за описанных преимуществ, обеспечиваемых соблюдением максимально благоприятных условий, но, главным образом, для предотвращения влияния на приемную цепь волн или помех от различных источников, не контролируемых оператором. Чем уже диапазон частот, способных оказать ощутимое воздействие на приемную цепь, тем надежнее защищена она от внешних возмущений. Как известно специалистам, для оптимальных результатов приемная цепь или та ее часть, где преимущественно происходят колебания, должна быть собрана таким образом, чтобы она обладала максимальной индуктивностью и в то же время - наименьшим сопротивлением. Таким образом я показал возможность сборки большого числа приемных цепей - пятьдесят, сто или более, - каждую из которых можно в любой момент привести в действие без интерференции с остальными. Это дает возможность одному оператору управлять движением многих тел одновременно, а также контролировать работу нескольких устройств на одном и том же теле, каждое из которых может иметь собственное назначение. Далее я покажу ход развития в этом направлении: как оператор, используя только одну приемную цепь, может привести в действие целый ряд устройств и выполнить любое количество задач.

Относительно упомянутых чувствительных устройств, которые можно считать принадлежащими к одному классу, если их работа основана на пробое тонкого диэлектрика, следует оговориться, что для автоматического восстановления изолирующих свойств диэлектрика необходимы определенные меры, дабы устройство могло использоваться при повторяющихся операциях. Обычно это достигается осторожным встряхиванием или колебанием электродов или гранул, или их непрерывным вращением. Но после долгих опытов с многими типами подобных устройств я обнаружил, что такой метод, хотя и пригоден при простых и незначительных операциях, - например, при обычной подаче сигналов, когда необходимо лишь, чтобы последовательные эффекты, вызываемые в приемной цепи, различались только своей относительной длительностью, и практически неважно, если некоторые отдельные эффекты изменятся, останутся незавершенными или даже будут полностью отсутствовать, - во многих случаях, когда весьма существенно, чтобы производимые эффекты имели необходимое качество и не пропадали, не дает удовлетворительных результатов. В качестве иллюстрации предположим, что управляющий движением корабля оператор решит применить устройство, расположенное на судне, или внезапно совершить специальное действие, когда само судно - или любой признак его присутствия - намеренно или случайно ему не виден. В этом случае сбой или неправильная работа любого элемента такого аппарата может иметь катастрофические последствия. Случаи, когда быстрая и безотказная работа механизма приобретает огромное значение, могут легко возникнуть на практике, и это соображение внушило мне мысль устранить дефекты в существующих устройствах и методах и разработать аппарат, который, будучи чувствительным, в то же время работал бы надежно и безотказно. В описываемых далее устройствах эти изъяны преодолены весьма удовлетворительным образом, что обеспечивает возможность совершать тысячи повторяющихся операций, подобных друг другу во всех отношениях и производимых управляющим устройством без малейшей нерегулярности или сбоя.

Для лучшего объяснения изобретения буду ссылаться на прилагаемые рисунки, где: рисунок 1 - вид сверху корабля и механизма в нем. Рисунок 2 - продольное сечение той же конструкции, демонстрирующее внутренний механизм в боковой проекции. Рисунок 3 - вид сверху, частично схематично, корабля, аппарата и соединений расположенной на нем цепи. Рисунок 4 - вид сверху части управляющего механизма в более крупном масштабе. Рисунок 5 - его вид с торца. Рисунок 6 - тот же механизм в боковой проекции. Рисунок 7 - вид части механизма сбоку. Рисунок 8 - крупномасштабное центральное сечение чувствительного устройства, образующего часть приемной цепи. Рисунок 9 - схематическая иллюстрация системы в предпочтительной модификации. Рисунок 10 - крупномасштабный вид использованных механизмов, причем некоторые, хорошо понятные части опущены или обозначены традиционным способом.

На рисунках 1 и 2 А - любой тип корабля или транспортного средства, способного к движению и управлению, наподобие судна, аэростата или автомашины. В подходящем отделении В он может перевозить предметы любого типа в соответствии со своим предназначением. Судно - в данном случае корабль - имеет подходящий двигательный механизм, изображенный в виде гребного винта С, прикрепленного к валу электромагнитного двигателя И, питаемого аккумуляторами ЕЕЕЕ. Помимо двигательного механизма или мотора, на корабле также установлен небольшой рулевой механизм Т7, ось которого выступает за подшипники и снабжена винтовой нарезкой, сцепляющейся с зубчатым колесом С. Это последнее прикреплено к втулке Ь, свободно вращаемой на вертикальной оси Н, и вращается в том или другом направлении в соответствии с направлением вращения двигателя Е.

Втулка Ь на оси Н через зубчатые колеса Н' и Н" находится в зубчатой передаче с валом С, установленным в вертикальных подшипниках на носу корабля и несущим руль F,.

Аппарат, посредством которого осуществляется управление движущим и рулевым механизмом, включает прежде всего приемную цепь, которая по указанным причинам должна быть отрегулирована и сделана чувствительной к волнам или импульсам от удаленного источника, причем период ее колебаний должен или совпадать с периодом колебаний источника, или являться его гармоникой.

Собственно приемная цепь (схематично изображенная на рисунках 3 и 10) включает вывод Е\ проводник С', чувствительное устройство А' и проводник А", устанавливающий заземление посредством соединения с металлическим килем V судна. Контакт Е' должен обладать значительной проводящей поверхностью и располагаться как можно выше на опоре И', изображенной на рисунке 2 в виде съемной, однако это не всегда необходимо. Важно тщательно изолировать проводник С' независимо от того, как он поддерживается.

Описанная цепь или участок образуют фрагмент местной цепи, включающей электромагнит реле а и батарею а", эдс которой отрегулирована таким образом, чтобы диэлектрические слои чувствительного устройства А', хотя и подвергались большому напряжению, но могли выдержать его, и по местной цепи не протекал бы сколько-нибудь заметный ток; но когда электрическое возмущение достигает цепи, диэлектрические пленки пробиваются, сопротивление устройства А' резко и ощутимо снижается, и ток обтекает электромагнит реле А.

Чувствительное устройство, использованное в данном случае, показано в целом и в деталях на рисунках 4, б, 7 и 8. Оно состоит из металлического цилиндра с с изолирующими наконечниками с , по центру которого проходит металлический стержень с". В цилиндре размещается небольшое количество гранул ё из проводящего материала наподобие оксидированного металла. Металлическая полоса (/', прикрепленная к изолированной клемме </", опирается на стенку цилиндра с, соединяя его с проводником С', образующим один фрагмент цепи. Центральный стержень с" соединен с каркасом устройства и с другой частью цепи посредством раздвоенного металлического плеча е, концы которого двумя гайками крепятся к выступающим концам оси, поддерживающей цилиндр с.

Для прерывания тока от батареи, начинающего протекать благодаря работе чувствительного устройства А', используются особые средства: якорь е' магнита а при притяжении магнитом замыкает цепь с батареей Ь’ и магнитом /". Якорь /"' этого магнита прикреплен к рычагу , с которым соединен анкерный спуск д, управляющий движением шпинделя д', активируемого тактовым механизмом К. К шпинделю д' прикреплен диск д" с четырьмя штифтами 6", и при каждом колебании спуска д шпиндель д' совершает четверть оборота. Один из шпинделей тактового механизма, а именно /г, зацеплен так, чтобы делать пол-оборота на каждые четверть оборота шпинделя д'. Конец первого шпинделя выходит из стенки каркаса и несет эксцентриковый цилиндр /г', проходящий через прорезь в рычаге /г", прикрученном к стенке каркаса. Раздвоенный рычаг е, поддерживающий цилиндр с, насажен на конец эксцентрика /г, который соединен с названным рычагом спиральной пружиной /. По сторонам рычага /г" находятся два штифта г'г', один из которых постоянно находится на пути выступа на рычаге е. Они должны препятствовать вращению цилиндра с со шпинделем /г и эксцентрика. Очевидно, что пол-оборота шпинделя /г будут закручивать пружину г и одновременно поднимать рычаг /г", а эти элементы расположены так, что непосредственно перед тем, как завершатся пол-оборота шпинделя, штифт г', сцепленный с выступом или стопорным штифтом р, уводится с его пути, а цилиндр с под действием пружины i резко совершает оборот вокруг себя самого, причем его движение сдерживается другим штифтом г'. Якорь (' магнита /" отъюстирован так, что штифт г отводится в момент, когда якорь почти достиг своего крайнего положения при приближении к магниту, то есть когда рычаг /, на котором находится якорь /"', почти касается нижнего из двух упоров 55 на рисунке 5, ограничивающих движение в обоих направлениях.

Описанные приспособления стали результатом долгих экспериментов, цель которых - преодоление определенных дефектов в устройствах подобного рода. Я обнаружил, что такие дефекты обусловлены рядом причин: неодинаковым размером, весом и формой гранул, результирующим из этого неодинаковым давлением и взбалтыванием гранул, недостаточно однообразной проводимостью поверхности гранул вследствие различной толщины наружного оксидированного слоя, различным состоянием газа или атмосферы, в которой находятся гранулы, а также недостатками используемых до настоящего времени передатчиков, избежать которых можно благодаря использованию моих усовершенствованных высокочастотных обмоток. Для устранения дефектов чувствительного устройства стараюсь, чтобы гранулы были во всех отношениях похожи. Они изготовляются с помощью специального устройства, что делает их равными по размеру, весу и форме, после чего равномерно оксидируются путем помещения их на установленный промежуток времени в кислотный раствор определенной концентрации. Это обеспечивает одинаковую проводимость их поверхностей и предотвращает разрушение в дальнейшем, тем самым препятствуя изменению характера газа в пространстве, где они расположены. Я предпочитаю не разрежать атмосферу внутри чувствительного устройства, поскольку из-за этого ее диэлектрические характеристики становятся менее устойчивыми, а лишь обеспечиваю отсутствие воздушных прослоек между гранулами и жидкости, препятствующей нормальной работе устройства.

Нормальное положение цилиндра с — вертикальное, и при перевороте гранулы в нем просто перемещаются из одного конца в другой. Но поскольку они всегда движутся в одном и том же пространстве и одинаково встряхиваются, после каждого действия реле они оказываются в прежнем электрическом состоянии и оказывают прежнее сопротивление току от батареи, пока в приемную цепь не поступит следующий импульс от удаленного источника.

Магнит реле а должен быть таким, чтобы реагировать на очень слабый ток и производить соответствующее воздействие. Чтобы обеспечить отвод его якоря ё после установления в магните /" тока и его прерывания при перевороте чувствительного элемента с, используется легкий стержень & в направляющих на каркасе, который может поднять выступ к' рычага I и он, в свою очередь, приподнимет якорь е. Поскольку, как правило, по чувствительному устройству и магниту реле а может протекать слабый ток, достаточный для того, чтобы удерживать якорь, хотя и не утягивать его вниз, эта предосторожность оказывается весьма кстати.

Действие магнита реле а и последующее действие электромагнита /" используются для управления работой движущего механизма и рулевого аппарата следующим образом. На оси д', несущей разгрузочный диск д" на рисунках 4 и 6, расположен цилиндр / из изолирующего материала с проводящей пластиной или наконечником на каждом конце. От двух этих наконечников в противоположных направлениях соответственно выступают контактные пластины или сегменты Пластина /" находится в электрической связи с каркасом этого устройства через наконечник, от которого она отходит, в то время как изолированные полосы или втулки //' соприкасаются со свободным концом или наконечником цилиндра и его краем соответственно. Так образуются три контакта: один из них постоянно соединен с пластиной другой — с пластиной а третий находится на полосах /'/" поочередно или на промежуточных, изолирующих, сегментах — в зависимости от позиции коммутатора, обусловленной тактовой последовательностью и якорным спуском д.

К'К" на рисунках 1, 3 и 10 — два магнита реле, удобно размещенных позади двигательного механизма. Один зажим батареи к" соединен с одним концом каждой из релейных обмоток, другой зажим — с щеткой а противоположные концы релейных обмоток — с щеткой J и каркасом устройства соответственно. Вследствие такого расположения или реле К', или реле К" будут возбуждаться в момент, когда щетка У касается пластины /’ или /"; соответственно, ни одно из реле не будет реагировать, когда щетка У касается изолирующих участков между пластинами/'/". Когда одно реле, например К', возбуждается, его якорь замыкает цепь через двигатель і7, который вращается так, чтобы руль оказался по левому борту. С другой стороны, когда активно реле К", через двигатель F замыкается другая цепь, реверсирующая направление его движения и перемещающая руль на правый борт. В то же время эти цепи используются и для других целей и частично связаны с аппаратом, который я опишу, прежде чем вновь перейти к ним.

На рисунке 2 закрепленный стержень Н несет изолированный диск или наконечник Ь, к нижней поверхности которого крепятся шесть щеток 1, 2, 3, 4, 5 и 6 (рисунок 3). Втулка Ь, окружающая стержень и вращаемая двигателем F, несет диск Ь', на верхней поверхности которого расположены две концентрические окружности из проводящих контактных пластин. Щетки 1, 2, 3 и 4 контактируют с внутренними окружностями, а щетки 5 и 6 — с внешними. Внешняя окружность контактов включает две длинные пластины 7 и 8 с противоположных сторон диска и ряд более коротких пластин 9, 10, 11, 12, 13и 14 спереди и сзади. Гибкие проводники ГГ соединяют пластины 7 и 8 с выводами двигательного механизма £), а полюса главной батареи Е соединены со щетками 5 и 6 соответственно, так что, когда руль расположен прямо или повернут под определенным углом в ту или иную сторону, ток передается через щетки

5                        и б и сегменты 7 и 8 к движущему механизму В. Рулевой механизм F также запитан от главной батареи Е следующим образом: от одного полюса батареи проводник 15 ведет к одной из коллекторных щеток, а от другой щетки проводник 16 ведет к одному из контактов каждого реле К'К". Когда одно из этих реле, например К", активно, оно замыкает эту цепь через провод 19, одну или несколько обмоток возбуждения на двигателе F, а оттуда к щетке 1. Подобным образом, когда активно другое реле К', цепь продолжается от провода 18 через провод 20, вторичную или реверсирующую группу обмоток возбуждения к щетке 2.

Когда руль повернут не более чем на 45 градусов, обе щетки 1 и 2 находятся в контакте с длинной проводящей пластиной 21, и одна из щеток при любом положении руля всегда контактирует с названной пластиной, которая посредством гибкого проводника 22 соединена с противоположным полюсом главной батареи. Следовательно, вращение двигателя F в одном направлении можно вызвать всегда, независимо от положения руля, или заставить двигатель вращаться в любом направлении, когда угол поворота руля меньше заданного, обычно — менее 45° от центрального положения. Чтобы препятствовать слишком быстрому повороту руля в любом направлении, используется изолированная пластина 23. Любое движение руля сверх установленного предела подводит эту пластину под одну из щеток 1 или 2 и размыкает цепь двигателя І7, что останавливает движение руля в прежнем направлении; однако аппарат способен перевернуть руль на другую сторону. Подобным образом осуществляется управление движущим механизмом Л через щетки 5 и

6                       и сегменты на внешней окружности контактов наконечника Ь. Если короткие сегменты с каждой стороны окружности являются изолирующими, то двигатель £) останавливается, когда щетки 5 или 6 переходят на один из них с более крупных сегментов 7 и 8.

Нужно добавить, что на всех точках контакта, где происходит размыкание, следует принять меры для предотвращения искрения и колебания электрических зарядов в цепях, поскольку такие искры и колебания могут влиять на чувствительные устройства. Именно это делает целесообразным использование двух реле К'К", без которых в ином случае можно было бы обойтись. Их также необходимо разместить как можно дальше от чувствительного устройства, чтобы предохранить последнее от воздействия сильно варьирующихся токов.

В дополнение к описанному механизму судно может нести любое устройство или аппарат, необходимый для любой конкретной цели. В качестве иллюстрации на рисунках 1 и 3 показан небольшой двигатель т, который обычно используется для нескольких целей. Он изображен в соединении с якорем рулевого механизма Р, так что, когда одна из цепей последнего замкнута через реле К'К", двигатель т вращается аналогичным образом, но всегда в одном направлении. Его вращению противодействует пружина и', ив обычном режиме работы из-за того, что цепи двигателя Р замыкаются лишь на короткий промежуток времени, рычаг т', прикрепленный к одному из колес часового механизма М, с которым сцеплен якорь двигателя, смещается лишь на небольшое расстояние, а после прекращения тока возвращается к упору Р. Но если цепи двигателя Р поочередно замыкаются и размыкаются с высокой частотой, что никак не влияет на руль, то рычаг т" смещается на больший угол и соприкасается с металлической пластиной п, а затем, если необходимо, с контактом п . После того, как рычаг т" коснется пластины п, ток от главной батареи течет к одному или обоим фонарям на опорах од в зависимости от положения щеток 3 и 4 относительно изолированного сегмента 23; но поскольку наконечник Ь, поддерживающий эти сегменты, сцеплен с рулем, положение последнего в нормальном режиме зависит от наличия света. Оба фонаря могут быть окрашены, и включая их в нужный момент, рулевой может поддерживать курс корабля и ночью. Для той же цели используются и опоры гг, которые можно окрасить в яркие цвета, чтобы они были видимы днем с большого расстояния. При размыкании и замыкании цепей двигателя Р заданное число раз — желательно, чтобы оно было определено заранее, — рычаг т" соприкоснется с клеммой п', замыкая тем самым цепь главной батареи через устройство о и активируя его в желаемый момент. Подобными приспособлениями, которые в состоянии реализовать любой механик, можно управлять неограниченным числом различных устройств.

Теперь обратимся к рисунку 9, где схематично представлена система, используемая при управлении движением корабля. 5 — любой источник электрических возмущений или колебаний, генерирование которых управляется подходящим переключателем в коробе Т. Рукоять переключателя передвигается только в одном направлении и останавливается в четырех точках Ы'ии', так что в течение короткого временного промежутка, когда рукоять движется от одного упора до другого, источник генерирует колебания. Так за один оборот генерируются четыре возмущения, и приемная цепь испытывает воздействие четыре раза; из предшествующего описания управляющих устройств на судне явствует, что руль сместится дважды: один раз — вправо, другой раз — влево. Я предпочитаю располагать рукоять переключателя так, что ее остановка в точках и', то есть справа или слева от оператора, служит ему указанием, что корабль отклонился от курса вправо или влево, и это облегчает управление. Поэтому нормальные позиции рукояти, когда руль не испытывает воздействия, — в точках ии', и она остается в этих точках ровно столько, сколько необходимо. Поэтому такой аппарат весьма надежен в работе, а оператор, даже не видя корабля, получает возможность выполнять любое действие, предусмотренное устройствами.

Способ применения аппарата и работа различных устройств в его составе такова. Обычно пластина Ь' повернута так, что щетка 2 находится на изолированном сегменте 23, а щетка 6 — на одном из изолированных коротких сегментов с задней стороны окружности. В таких условиях руль будет повернут на правый борт, а цепь двигателя И будет разомкнута между щетками 5 и 6. В то же время только одна из цепей двигателя Р — управляемая реле К' — способна к замыканию, поскольку щетка 2, соединяющаяся с другой цепью, не контактирует с длинным сегментом 21. Если предположить, что требуется направить корабль к заданной точке, то рычаг Т поворачивается от своего нормального положения, точки и', к точке £. Это вызывает электрическое возмущение, которое через приемную цепь на корабле воздействует на чувствительное устройство А' и индуцирует ток в местных цепях, включающих названное устройство, реле а и батарею а’. Это заставляет цилиндр / перевернуться, а щетку J' — перейти от изолятора на контакт Таким образом батарея к," замыкается через реле К”, а последнее замыкает цепь двигателя F, которая начинается с пластины 22 — постоянно соединенной с одним из полюсов главной батареи — и замыкается через щетку 1, обмотку возбуждения двигателя F, провод 19, якорь реле К", провод

16,                 двигатель т, щетки и коллектор двигателя F и провод 15, ведущий к противоположному контакту батареи Е. Таким образом двигатель Т7 приводится в действие и перемещает руль влево; однако последующее движение пластины Ь' возвращает щетку 6 на сегмент 8 и замыкает цепь движущего механизма. Двигатель F работает, пока руль не повернется достаточно, чтобы направить корабль в желаемом направлении и пока рукоять Т не повернется к точке и. Это вызывает следующее действие реле а, а щетка /' передвинется на изолированный сегмент, в результате чего оба реле К' и К" останутся неактивными. Руль остается в положении, в которое его сдвинул двигатель F. Если после этого требуется переместить его на левый борт или в направлении, противоположном направлению предшествующего смещения, то рукоять Т просто перемещается к точке £' и остается там, пока работает двигатель F, управляемый теперь реле К', цепь которого замкнута за счет полосы Г, соприкасающейся с пластиной /. Движение рукояти Т к следующей точке выключает оба реле К'К", а дальнейшее ее движение вызывает смещение руля на левый борт и т.д. Предположим, однако, что, когда руль установился под некоторым углом к центральному положению, появилась необходимость продолжать его смещение в прежнем направлении. В таком случае рычаг быстро проходит от одной точки к другой, так что цепь, которая могла бы переместить руль в противоположном направлении, замыкается на слишком короткий временной промежуток, чтобы вызвать ощутимый эффект, и рычаг задерживается в третьей точке до тех пор, пока руль не переместится в необходимую позицию, после чего рычаг сдвигается к следующей точке, выключая оба реле К'К". Нетрудно понять, что, если достаточно длительное время удерживать рукоять в точке £ или £', то двигатель F будет просто поворачивать пластину V в том или ином направлении, пока цепи двигателей DиFнe разомкнутся. Также очевидно, что одно из реле К К" всегда будет стремиться запустить двигатель F.

Как объяснялось выше, наиболее долгий период работы, на который способен двигатель F в обычном режиме, не позволяет двигателю тп сместить плечо т' в контакт с пластиной п, но если рукоять Т поворачивать достаточно быстро, то серия токовых импульсов пойдет по двигателю т.

Однако, поскольку эти импульсы стремятся вращать двигатель Р в противоположном направлении, они не оказывают на него ощутимого воздействия, а вращают двигатель т против силы винтовой пружины.

Описанное изобретение может найти различное применение. Суда подходящего типа могут быть использованы в качестве спасательных или лоцманских катеров, для доставки почты, провизии, оборудования или любых материалов, для установления связи с труднодоступными местами и исследования существующих там условий, для охоты на китов и других морских животных, а также многих иных научных, практических и коммерческих целей. Наибольшая ценность моего изобретения заключается в возможностях его военного применения: ввиду его несомненной и безграничной разрушительной силы оно поможет сохранить мир между народами.

Формула изобретения:

  1. Усовершенствование способа управления движением судна или транспортного средства, заключающееся в генерировании волн или возмущений, передаваемых к судну через естественную среду, активизации ими соответствующего аппарата на судне и осуществлении контроля над движущим, рулевым и иными механизмами за счет работы названного аппарата.
  2. Усовершенствование способа управления движением судна или транспортного средства, заключающееся в создании области волн или возмущений и активизации за счет их дистанционного воздействия устройств на таком судне или транспортном средстве, управляющем движущим, рулевым и прочими механизмами на нем.
  3. Усовершенствование способа управления движением судна или транспортного средства, заключающееся в создании области электрических волн или возмущений и активизации за счет их дистанционного воздействия устройств на таком судне или транспортном средстве, управляющем движущим, рулевым и прочими механизмами на нем.
  4. Усовершенствование способа управления движением судна или транспортного средства, заключающееся в создании на судне цепи, управляющей движущим, рулевым и прочими механизмами, настройке такой цепи или придаче ей чувствительности к волнам или возмущениям определенного характера, создании области таких волн или возмущений и активизации или дезактивизации ими управляющей цепи.
  5. Сочетание источника электрических волн или возмущений, движущегося судна или транспортного средства и механизмов на нем для приведения в движение рулевого управления этим судном, а также контролирующего аппарата, предназначенного для активизации посредством таких волн от удаленного источника.
  6. Сочетание источника электрических волн или возмущений, движущегося судна или транспортного средства, механизма для приведения в движение и управления этим судном, цепи, соединенной со средствами управления названным механизмом и адаптированной для волн или возмущений от источника.
  7. Сочетание источника электрических волн или возмущений и средств для его запуска и остановки, судна или транспортного средства, механизма для приведения в движение и управления этим судном, цепи, соединенной со средствами управления названным механизмом и адаптированной для волн или возмущений от источника.
  8. Сочетание источника электрических волн или возмущений, средств для его запуска и остановки, движущегося судна или транспортного средства, движущего и рулевого механизмов на нем, местных цепей, управляющих названными механизмами, цепи, чувствительной к волнам или возмущениям источника, и средств в ней, предназначенных для управления локальными цепями.
  9. Вышеописанное чувствительное устройство, включающее контейнер с материалами наподобие гранул из оксидированного железа, входящего в цепь, и приспособлений для поворачивания его вокруг своей оси после активизации материала благодаря пропусканию через него электрического разряда.
  10. Вышеописанное чувствительное устройство, включающее контейнер с материалами наподобие гранул из оксидированного железа, входящего в электрическую цепь, электромагнита в названной цепи и контролируемых ею устройств для поворачивания контейнера вокруг его оси при возбуждении названного магнита.
  11. Вышеописанное чувствительное устройство, включающее контейнер с материалами наподобие гранул из оксидированного железа, входящего в электрическую цепь, двигателя для вращения контейнера, электромагнита в одной цепи с названным материалом и якорного спуска, управляемого названным магнитом и предназначенного для того, чтобы вызвать пол-оборота контейнера при возбуждении названного магнита.
  12. Сочетание подвижного тела или транспортного средства, движущего и рулевого механизмов и электрических контактов, находящихся на движущемся элементе рулевого механизма и предназначенных в его определенных положениях прерывать цепь движущего механизма, местной цепи и соединенных с ней приспособлений для управления рулевым механизмом, цепи, управляющей местной цепью, и средств для обеспечения чувствительности управляющей цепи к влиянию электрических волн или возмущений, производимых удаленным источником.
  13. Сочетание рулевого механизма, местной цепи для направления через нее тока в противоположных направлениях, управляющей цепи, чувствительной к влиянию электрических волн или возмущений от удаленного источника, двигателя в цепи с рулевым механизмом, предназначенным для работы только в одном направлении, и местной цепи или цепей, управляемых двигателем.

Никола Тесла.

Свидетели: Р. Неттер, Дж. Шерфф.

Н. ТЕСЛА

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИННЫМ МЕХАНИЗМОМ ДВИЖУЩИХСЯ СУДОВ ИЛИ СУХОПУТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

№ 613809     8 НОЯБРЯ 1898 Г.

 Способ и устройство для управления машинным механизмом движущихся судов или сухопутных средств передвижения

 

Н. ТЕСЛА

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИННЫМ МЕХАНИЗМОМ ДВИЖУЩИХСЯ СУДОВ ИЛИ СУХОПУТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ № 613809    8 НОЯБРЯ 1898 Г.

 

 Способ и устройство для управления машинным механизмом движущихся судов или сухопутных средств передвижения

Н. ТЕСЛА

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИННЫМ МЕХАНИЗМОМ ДВИЖУЩИХСЯ СУДОВ ИЛИ СУХОПУТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

№ 613809   8 НОЯБРЯ 1898 Г.

 

 Способ и устройство для управления машинным механизмом движущихся судов или сухопутных средств передвижения

Н. ТЕСЛА

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИННЫМ МЕХАНИЗМОМ ДВИЖУЩИХСЯ СУДОВ ИЛИ СУХОПУТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

№ 613809   8 НОЯБРЯ 1898 Г.

 

 Способ и устройство для управления машинным механизмом движущихся судов или сухопутных средств передвижения

Н. ТЕСЛА

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИННЫМ МЕХАНИЗМОМ ДВИЖУЩИХСЯ СУДОВ ИЛИ СУХОПУТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

№ 613809   8 НОЯБРЯ 1898 Г.

 

 Способ и устройство для управления машинным механизмом движущихся судов или сухопутных средств передвижения

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика